Искусственный интеллект: его истоки и проблемы


Искусственный интеллект: его истоки и проблемы - стр. 3


К тому времени как Мэри Шелли окончательно и, вероятно, бесповоротно соединила современную науку с мифом о Прометее, философские корни современных работ в сфере искусственного интеллекта развивались уже несколько тысячелетий. Хотя моральные и культурные проблемы, поднятые искусственным интеллектом, интересны и важны, данное введение в большей степени касается интеллектуального наследия ИИ. Логической отправной точкой этой истории можно считать гений Аристотеля, или, как его называл Данте, "мастера тех, кто знает". Аристотель объединил интуитивное понимание, тайны и предчувствия ранней греческой традиции с тщательным анализом и строгим мышлением, которому суждено было стать стандартом для современной науки.

Для Аристотеля наиболее пленительным аспектом природы была ее изменчивость. В работе "Физика" он определил свою "философию природы" как "изучение изменяющихся вещей". Он делал различие между материей и формой: например, скульптура сделана из материи бронзы и имеет форму человека. Изменение происходит в тот момент, когда бронзе придают другую форму. Разделение материи и формы представляет философский базис для современных научных концепций, таких как символьное исчисление или абстракция данных. В любом исчислении (даже в работе с числами!) мы манипулируем образами, которые являются формой электромагнитной материи, а изменения формы этой материи передают аспекты процесса решения. Абстрагирование формы от средства ее представления не только позволяет производить вычисления над этой формой, но и служит основой теории структур данных - ядра современных компьютерных наук.

В своей работе "Метафизика" Аристотель разработал теории неизменных вещей - космологию и теологию. Но ближе всего к искусственному интеллекту подходит аристотелевская эпистемология, или наука познания, обсуждаемая в его "Логике". Аристотель считал эту книгу важным инструментом познания, поскольку чувствовал, что основой знания является изучение самой мысли. В "Логике" рассматриваются вопросы истинности суждений на основе их взаимосвязи с другими истинными утверждениями. Например, если известно, что "все люди смертны" и "Сократ- человек", то можно заключить, что "Сократ - смертен". В этом примере силлогизма используется дедуктивное правило modus ponens. Хотя формальная аксиоматизация логических рассуждений в полном объеме представлена лишь в работах Готлоба Фреге, Бертрана Рассела, Курта Геделя, Алана Тьюринга, Альфреда Тарского и других, корни этих работ можно проследить вплоть до Аристотеля.

Идеи Ренессанса, основанные на греческой традиции, дали толчок развитию иного, мощного представления о человечестве и его роли в природе. На смену мистицизму как средству объяснения вселенной пришел эмпиризм. Часы (а следовательно, и расписание работы фабрик) заменили собой ритм природы для тысяч городских жителей. Большинство современных социальных и физических теорий уходят корнями к идее о возможности математического анализа и постижимости природных или искусственных процессов. В частности, ученые и философы поняли, что мышление само по себе как образ представления знаний является трудным, но принципиальным предметом для научного изучения.

Должно быть, главным событием в развитии современных представлений стала революция, произведенная Коперником, - замена древней геоцентрической модели вселенной, где Земля и другие планеты на самом деле вращаются вокруг Солнца. После столетий господства "очевидности", в которой научное объяснение природы и космоса согласовывалось с религиозным учением и здравым смыслом, была предложена радикально иная (и вовсе не очевидная) модель, объясняющая движение небесных тел. Возможно в первый раз наши представления о мире рассматривались как фундаментально отличные от их видимости. Этот разрыв между человеческим разумом и окружающей его реальностью, между понятиями о вещах и самими вещами принципиален для современной теории интеллекта и его организации. Эта брешь была расширена работами Галилея, чьи научные наблюдения еще более расходились с "очевидными" истинами о мире, и чье развитие математики как инструмента для описания мира усилило разрыв между миром и нашими идеями о нем. Именно из этой "бреши" развивалось современное представление о формировании разума: самоанализ стал важным мотивом в литературе, философы начали изучать эпистемологию и математику, и систематизированное применение научного метода стало соперничать с чувствами как орудиями познания мира.

Хотя в XVII и XVIII столетиях было получено немало результатов в эпистемологии и смежных областях, ограничимся рассмотрением работ Рене Декарта. Декарт является центральной фигурой в развитии современных концепций мышления и разума. В своих знаменитых "Размышлениях" Декарт сделал попытку найти основу реальности исключительно методами когнитивной интроспекции. Отвергая информацию, поступающую от органов чувств, как неблагонадежную, Декарт был вынужден подвергнуть сомнению даже существование физического мира и остался наедине с реальностью мысли. Ему пришлось доказывать существование самого себя: "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, существую").

После того как он достоверно установил свое собственное существование как мыслящей сущности, Декарт вывел существование Бога как творца и, в конечном счете, подтвердил реальность физической вселенной как необходимого творения Господа.

Здесь можно сделать два интересных наблюдения. Во-первых, раскол между физическим миром и его интеллектуальным осмыслением стал таким значительным, что появилась возможность рассматривать процесс мышления отдельно от чувственного восприятия или предмета осмысления. Во-вторых, связь между разумом и физическим миром стала столь тонкой, что понадобилось вмешательство всемилостивого Бога, чтобы дать достоверное знание о физическом мире! Это понимание дуализма разума и физического мира пронизывает всю картезианскую мысль, включая открытие аналитической геометрии. Как иначе Декарт мог объединить столь "практичную" область математики, как геометрия, с таким абстрактным математическим основанием, как алгебра?

Почему эта философская дискуссия включена в книгу по искусственному интеллекту? Для ИИ особое значение имеют два важных следствия этих работ.

Разделив разум и физический мир, Декарт и его последователи установили, что строение идей о мире не обязательно соответствует изучаемому предмету. На этом основывается методология ИИ, а также эпистемологии, психологии, большей части высшей математики и современной литературы: ментальные процессы существуют сами по себе, подчиняются своим законам и могут изучаться посредством себя же.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин