Умение оценивать свои индивидуальные интеллектуальные
2. Умение оценивать свои индивидуальные интеллектуальные качества как на уровне "плохой - хороший", " недостаточный - достаточный", так и на уровне самопринятия. Заметим, что чувство интеллектуальной состоятельности (либо интеллектуальной несостоятельности) может существеннейшим образом влиять на темп и характер интеллектуального развития личности.
3. Готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы своего собственного интеллекта. Соответственно, одним из критерием интеллектуальной зрелости является возможность человека оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения возникшей проблемы. Необходимо подчеркнуть, что приемы интеллектуальной самонастройки у каждого человека предельно индивидуализированы. Кому-то для того, чтобы привести себя в состояние пика интеллектуальной формы, надо принять горячую ванну, кому- то стать под холодный душ, кому-то включиться в бурную дискуссию, кому-то совершить одинокую прогулку и т.д. вплоть до самых экстравагантных способов произвольной мобилизации своих интеллектуальных сил.
· Открытая познавательная позиция
О сформированности открытой познавательной позиции можно судить по ряду специфических состояний индивидуального ума:
1. Осознание возможности множества разнообразных мысленных "взглядов" на одно и то же явление.
2. Готовность использовать множество варьирующих способов описания и анализа того или иного явления. В том числе способность произвольно переходить от одного способа к другому (от логико-аналитического - к образному, от интуитивно-ассоциативного - к алгоритмическому, от действенно-практического - к игровому и т.д.).
3. Осознание необходимости учета точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми.
4. Особое отношение к парадоксам и противоречиям, связанное с готовностью принимать любые необычные сведения без каких-либо субъективных защитных искажений.
5. Относительный характер индивидуальных суждений, проявляющийся в возможности, с одной стороны, соглашаться с явно различающимися по своему содержанию источниками информации и, с другой стороны, сомневаться в, казалось бы, очевидном и бесспорном источнике информации. Так известна притча о мудреце, к которому пришли для разрешения своего спора два человека. Внимательно выслушав прямо одного, мудрец заявил: "Ты прав, уважаемый!" После этого, столь же внимательно выслушав прямо противоположные аргументы другого, мудрец изрек: "И ты прав, уважаемый!" Когда же жена мудреца, не вытерпев, отчитала мужа за столь нелепое поведение, он и ей ответствовал: "И ты права, дорогая!".
6. Восприятие происходящего по принципу "возможно все – даже то, что невозможно". Обычно, чем человек умнее, тем труднее его чем-либо удивить: даже самые невероятные события оказываются для него субъективно ожидаемые.
Содержание Назад Вперед
Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий