Интеллект как динамический компонент в структуре способностей

         

определяется той ролью, которую интеллект


Актуальность диссертационной темы определяется той ролью, которую интеллект играет в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем современного человека.
Важность исследования по проблеме интеллекта вытекает прежде всего из растущей роли человеческого потенциала при оценке общественного прогресса и связанного с этим усиления интеллектуализации человеческой деятельности. Изменения, происходящие в обществе, требуют от человека как способности адаптироваться к ним, находить свое место в меняющейся социальной ситуации, так и способности активно вмешиваться в них, направляя эти изменения в удобное для себя русло. Как известно, это функции интеллекта.
Общественная иерархия, социальная ценность и социальный статус индивидов должны в первую очередь основываться на оценках их интеллектуальных способностей. В течение длительного времени интеллект оставался полем борьбы за права человека. Созданная мощная психометрическая техника с помощью ложных, антинаучных оценок интеллектуальных возможностей людей доказывала справедливость расового, этнического и социально-экономического неравенства. Для преодоления этого формально-статистического подхода к интеллекту требуются теоретические и экспериментальные исследования его сущности, природы и механизмов действия.
Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими. Интеллект является ведущим, стержневым качеством не только когнитивного, но и целостного личностного развития. С ним связаны направленность и установки личности, система ее ценностей и самоотношение, он формирует личностный облик. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности. Без уяснения его сущности неполным является понимание человека как Homo sapiens.
Таким образом, существует как практическая, так и научная необходимость разработки теоретической концепции интеллекта, выявления его психологических механизмов, а также экспериментального изучения его биологических основ и создания новых методов его диагностики.


Объект исследования - индивидуальные особенности интеллектуальных способностей, проявляющиеся в процессе решения человеком мыслительных задач, связанные с разной выраженностью силы нервной системы, рассматриваемой в качестве задатка интеллекта.
Предмет исследования - психологический механизм и психофизиологические предпосылки интеллектуальных способностей, обуславливающие появление качественно различных их типов.
Цель исследования состоит в раскрытии динамической сущности интеллектуальных способностей, выявлении их психофизиологических задатков, а также в разработке методологии и методов диагностики процессуальных особенностей интеллекта.
Гипотезы исследования:
- интеллект представляет собой динамическую систему, характеризующуюся взаимодействием сформированного интеллектуального стиля как совокупности привычных индивидуально-специфических способов и подходов человека к решению интеллектуальных задач и стратегий, разрабатываемых им для их решения;
- понимание интеллекта в качестве динамической характеристики субъекта делает возможным рассмотрение его в рамках отечественной теории способностей как индивидуально-психологической черты, определяющей успешность интеллектуальных компонентов деятельности, не включающей знания и умения, а формирующейся в процессе овладения последними;
- свойства нервной системы представляют собой задатки интеллектуальных способностей, так как от них зависят как динамическая, так и результативная стороны интеллектуальной деятельности;
- влияние основных свойств нервной системы на взаимоотношения процессуальной и результа главной сторон интеллектуальной деятельности определяется тем, что каждое свойство, имея синдром специфических проявлений, обуславливает конкретный характер и диапазон формирующихся у человека подходов к выполнению интеллектуальной деятельности, а также способов ее осуществления;
- процессуальный подход к диагностике интеллекта позволяет оценить диапазон и специфику приемов и способов решения интеллектуальных задач, обусловленных силой нервной системы; такой подход к диагностике повышает точность се прогнозов и создает основу для индивидуального подхода к учащимся с целью повышения уровня их интеллекта.




Задачи исследования:
1. Систематизировать экспериментально-теоретические и психодиагностические представления об интеллекте и определить тенденции развития современной психологии интеллекта.
2. Обосновать и разработать основы психофизиологического подхода к исследованию процессуального механизма интеллекта.
3. Выявить индивидуальное своеобразие, присущее людям, различающимся выраженностью силы нервной системы, в деятельности по решению разных типов интеллектуальных задач.
4. Осуществить экспериментальное исследование взаимосвязи процессуальной и результативной сторон интеллектуальной деятельности.
5. Раскрыть специфику и механизм влияния силы нервной системы на интеллектуальную деятельность.
6. Разработать методы диагностики соотносимых с силой нервной системы процессуальных особенностей интеллектуального выполнения субъектом деятельности.
7. Обосновать возможности воздействия на интеллект путем индивидуализации обучения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Разработаны основы процессуального подхода к пониманию интеллекта, центральным звеном которого является представление об интеллекте как динамической системе, характеризующейся взаимодействием сформированного у субъекта индивидуального интеллектуального стиля деятельности и стратегии, разрабатываемой им для решения отдельной интеллектуальной задачи.
Выдвинуто и обосновано положение о том, что процессуальный подход к интеллекту позволяет рассматривать его как общую способность, относительно независимую от содержательной стороны деятельности (характера информации, содержащейся в условиях задачи), а также от знаний и навыков, приобретенных человеком в прошлом опыте (обученности).
Установлено, что основные свойства нервной системы как динамические особенности работы мозга являются задатками интеллекта, влияющими как на процессуальную, так и на результативную стороны интеллектуальной деятельности.
Выявлены механизмы воздействия силы нервной системы на неодинаковые способности индивидов к решению разных типов интеллектуальных задач.


Доказано, что сила нервной системы проявляется в разной скорости и легкости обучения человека методу решения логических задач.
Разработана оригинальная методика диагностики интеллекта, в основе которой лежит когнитивно-компонентный диагностический подход. Методика направлена на выявление уровня сформированности и пластичности интеллектуальных стилей, связанных с разной выраженностью силы нервной системы. Ее использование позволяет оценить качественное своеобразие (тип) интеллекта.
Разработаны и реализованы пути индивидуализации учебного процесса и коррекции учебной деятельности школьников, различающихся проявлениями силы нервной системы, в целях обеспечения оптимальных условий развития интеллекта.
Практическое значение исследования. На основании представленной в диссертации концепции процессуального характера интеллекта может быть преодолено противоречие между реальными возможностями IQ-техники, заключающимися в оценке некоторых параметров когнитивной сферы, и сложившимися ожиданиями со стороны общества (и части психологов), выражающимися в интерпретации IQ как показателя интеллектуальных способностей.
Разработаны и апробированы новые методики диагностики интеллекта, основанные на оценке сформированного интеллектуального стиля деятельности; они могут применяться в практических целях для прогноза успешности выполнения интеллектуальной деятельности.
Разработаны основные принципы программы, направленной на формирование индивидуальных стилей интеллектуальной деятельности и рассчитанной на работу с индивидами, имеющими крайние проявления силы-слабости нервной системы. Использование этих принципов программы и рекомендаций по ее применению в процессе обучения и воспитания позволят нивелировать часть трудностей, возникающих у школьников в учебной деятельности в связи с неадекватным использованием ими своих психофизиологических особенностей; тем самым создаются предпосылки повышения эффективности обучения.
Положения, выносимые на защиту.
1. Изучая результаты интеллектуальной деятельности (обучения и решения задач) и объясняя их различия неодинаковым уровнем интеллекта, психологи упускают из вида сам индивидуально-своеобразный процесс этой деятельности.


Такой подход приводит к возникновению ошибок и противоречий в понимании интеллекта: отождествлению интеллекта с уровнем достижения в деятельности, рассогласованию между понятиями интеллекта и ума, исключению интеллекта из числа
глобальных, существенных характеристик человека (так как достижения индивида в разных видах деятельности могут сильно различаться). Результативный подход в понимании интеллекта на практике проявляется в использовании для его измерения психометрической техники (интеллектуального тестирования) и противоречивой трактовке ее возможностей - как оценивающей потенциал, способности, а не успешность выполнения конкретных используемых в тесте типов интеллектуальных задач.
2. Понимание интеллекта как динамической системы, характеризующейся взаимодействием сформированного индивидуального стиля интеллектуальной деятельности и стратегии, разрабатываемой для решения отдельной интеллектуальной задачи, позволяет ввести его изучение в общее русло исследования способностей и снять перечисленные выше ошибки и противоречия в его понимании. Становится объяснимым, как интеллект, формируясь в процессе усвоения знаний и навыков, в то же время не сводится к ним, а является побочным продуктом обучения, основная функция которого заключается в регулировании функционирования мыслительных операций, действий, способов работы в целях обеспечения успешности решения задачи.
3. Процессуальным подходом к пониманию интеллекта обосновывается известный тезис о том, что его следует рассматривать как общий компонент способностей или общую способность, проявляемую в адекватности поведения и деятельности человека в разнообразных ситуациях. Что позволяет человеку быть интеллектуальным, несмотря на разнообразие содержания проблем, задач, ситуаций? Очевидно, эту способность интеллектуально вести себя следует искать вне специфических содержательных компонентов деятельности; интеллект не должен зависеть от ее содержания. Поэтому интеллект нужно соотносить с процессуальными, динамическими характеристиками деятельности.


4. Проявляясь в интеллектуальном поведении, интеллект обеспечивает выбор определенной стратегии решения интеллектуальной задачи, релевантной как условиям и характеру последней, так и сложившимся индивидуально-своеобразным стилевым характеристикам деятельности субъекта. Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности характеризуется ограниченным и сугубо индивидуальным набором обобщенных приемов и способов, сложившихся у субъекта в прошлом опыте в результате столкновения его с разными проблемами и приобретения умений их решать, а также относительно устойчивой динамикой их применения. Выбирая стратегию решения конкретной задачи, человек опирается на сложившийся индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности. Стратегия - это комбинирование, сочетание и перенос устойчивых способов решения интеллектуальных проблем в иные условия деятельности, для решения новых задач и осуществления сложных форм поведения с учетом специфических особенностей их выполнения.
5. Продуктивность интеллектуальной деятельности в рамках разрабатываемой концепции рассматривается как следствие взаимоотношений стиля и стратегии, а также гибкости использования стилевых компонентов. Своеобразие (тип) интеллекта определяется индивидуально-своеобразной структурой используемых приемов и способов решения, а уровень его - их разнообразием, адекватностью выбираемой стратегии и гибкостью использования привычных стилевых компонентов (пластичностью индивидуального стиля).
6. Рассматривая интеллект как динамическую характеристику и вводя его изучение в русло исследования способностей, нельзя оставлять без внимания выявление его биологического начала (задатков). Если сущность интеллекта определить через процессуальные особенности индивида, общие для многих видов сложной деятельности, то в качестве его задатков логично изучить показатели основных свойств нервной системы как динамические характеристики ее работы. Особенность развиваемого в данном исследовании подхода состоит в том, что деятельность, детерминируемая интеллектуальными способностями, анализируется с позиции взаимодействия задатков субъекта (в качестве одного из них рассматривается сила нервной системы) и характеристик объекта деятельности (которым являются разные типы интеллектуальных задач).


Это позволяет подойти к анализу психофизиологической природы интеллектуальных способностей, во многом влияющей на их качественное своеобразие.
7. Обращение к исследованию роли задатков в интеллектуальных способностях имеет значение для решения более общей проблемы - в какой степени биологический субстрат, особенности нервной системы устанавливают лимиты функционированию интеллекта и насколько широки возможности социальной среды для расширения этих биологических рамок. Можно утверждать, что по крайней мере в отношении силы-слабости нервной системы характеристики мозгового субстрата следует рассматривать не только как условие успешности интеллектуальной деятельности, но в некоторых случаях и как ее ограничители. Встает проблема изучения того, в какой степени специальные социальные воздействия могут устранить действие "естественных лимитов" человеческого функционирования; ее решение определит цели и возможности необходимой коррекции формирования интеллектуальных способностей.
8. Процессуальный подход к интеллекту позволяет перейти в психодиагностике от традиционных интеллектуальных тестов, оценивающих вместо интеллектуальной способности уровень умственного развития, к тестам, диагностирующим наличие, уровень сформированности и пластичность интеллектуальных стилей. С их помощью можно оценить качественное своеобразие (тип) интеллекта. Ключевое значение в определении природных причин интеллектуальных вариаций имеет диагностирование процессуальных характеристик, соотносимых с силой-слабостью нервной системы. Методика, разработанная с этой целью, позволяет дать прогноз успешности интеллектуального выполнения индивидом разных типов задач и определить возможные лимиты интеллектуальной деятельности, связанные с силой-слабостью нервной системы.
9. Оценка особенностей интеллектуального стиля, соотнесенного с силой-слабостью нервной системы, позволяет наметить некоторые пути индивидуализации учебного процесса и коррекции учебной деятельности школьников. Специальные способы организации учебного процесса и помощь в формировании индивидуального стиля учебной деятельности по отношению к учащимся с крайними проявлениями силы нервной системы обеспечивают повышение эффективности обучения.


Разработанные Оценочная шкала и Тест диагностики интеллектуального стиля, соотносимого с силой-слабостью нервной системы, помогают в выявлении важных процессуальных интеллектуальных характеристик, отражающих качественно-своеобразные типы интеллектуальных способностей учащихся.
Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на Всесоюзном симпозиуме "Вопросы диагностики психического развития" (Таллинн, 1974); научной конференции "Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты" (Пермь, 1976); X съезде Общества психологов (Москва, 1977); Всесоюзной конференции "Психодиагностика и школа" (Таллинн, 1980); Международной конференции "Психодиагностика в социалистических странах" (Братислава, 1979); Всесоюзной научно-практической конференции "Психология - практике обучения и воспитания" (Москва, 1988); Всесоюзной научно-практической конференции "Психолого-педагогические проблемы гуманизации образования и воспитания" (Курган, 1991); VII Всесоюзной конференции "Проблемы интеллектуального развития организационных систем" (Новосибирск, 1991); научно-практической конференции "Актуальные проблемы образования и воспитания детей и молодежи" (Москва, 1992); Первой и Второй конференциях детских практических психологов России (Москва, 1992, 1993); I съезде практических психологов образования России (Москва, 1994); конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова (Москва, 1997); на заседаниях Ученого совета и итоговых научных сессиях Психологического института РАО, на заседаниях лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО.
Практическое внедрение. Результаты исследования использовались в лекционных курсах факультета практической психологии МПГУ, Университета РАО, Института психологии РГГУ, факультета психологии Московского гуманитарного института им. Дашковой, а также в пяти учебных пособиях. Предложенные на основе экспериментального исследования рекомендации по индивидуализации обучения и по формированию индивидуального стиля учебной деятельности учащихся с крайними проявлениями силы нервной системы апробированы в практике школьных психологов.Разработанные Оценочная шкала и Тест диагностики интеллектуальных стилей используются учителями и школьными психологами ряда московских школ.
Структура диссертации. Работа содержит введение, пять глав, заключение, выводы, библиографию.

Содержание раздела