Курс лекций - Микропроцессоры

         

Числа


В языке программирования ASM-51 используются целые беззнаковые числа, представленные в двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной формах записи. Для определения основания системы счисления используется суффикс (буква, следующая за числом):

  • B двоичное число (разрешённые цифры 0,1)
  • Q\O восьмеричное число (разрешённые цифры 0,1,2,3,4,5,6,7)
  • [D] десятичное число (разрешённые цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
  • H шестнадцатеричное число (разрешённые цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F)

Для десятичного числа суффикс может отсутствовать. Количество символов в числе ограничено размером строки, однако значение числа определяется по модулю 2**16 (т.е. диапазон значений числа находится в пределах от 0 до 65535).

Примеры записи чисел:

011101b, 1011100B, 735Q, 456o, 256 , 0fah, 0CBH

Число всегда начинается с цифры. Это необходимо для того, чтобы отличать шестнадцатиричное число от идентификатора.

ADCH - идентификатор


0ADCH - число

Часто бывает удобно выполнить некоторые вычисления для того, чтобы получить число. Язык программирования ASM-51 позволяет выполнять беззнаковые операции над числами. В таких выражениях допустимо использовать арифметические операции:

  1. + суммирование
  2. - вычитание
  3. * умножение
  4. / деление
  5. mod вычисление остатка от целочисленного деления
В языке программирования ASМ-51 также определена одноместная операция '-'. Для нее требуется один операнд, которому она предшествует. Для изменения порядка выполнения операций можно воспользоваться скобками. Кроме арифметических операций в выражениях допустимо использование логических операций:
  1. not побитовая инверсия операнда
  2. and логическое "и"
  3. or логическое "или"
  4. xor "исключающее или" (суммирование по модулю два)

и функций выделения старшего HIGH и младшего LOW байта шестнадцатиразрядного числа.

Пример использования выражений для определения числовой константы:

Часто число используется для представления символов. В этом случае для определения числа можно воспользоваться литеральной константой. Литеральная константа заключается в апострофы:

'a', 'W'

Для записи фраз в памяти программ можно воспользоваться литеральными строками:

В этом случае каждый символ заменяется отдельным байтом и запоминается в ПЗУ памяти программ.

[ ] [ ] [ ]



Содержание раздела