Искусственный интеллект как эмпирическая проблема


Искусственный интеллект как эмпирическая проблема - стр. 37


В теории интеллекта, описанной в [Edelman, 1992], общество само является носителем важных составляющих интеллекта. Возможно, понимание социального контекста знания и человеческого поведения не менее важно для теории интеллекта, чем понимание процессов отдельного разума (мозга).

4. Природа интерпретации. Большинство вычислительных моделей работают с заранее интерпретированной предметной областью, т.е. существует неявная априорная привязка разработчиков к контексту интерпретации. Из-за этой привязки система ограничена в изменении целей, контекстов, представлений по мере решения задачи. Кроме того, сегодня делается слишком мало попыток осветить процесс построения интерпретации человеком.

Позиция Тарскиана (Tarskian), который рассматривает семантическое приспособление как отображение множества символов на множество объектов, безусловно, слишком слаба и не объясняет, например, тот факт, что одна предметная область может иметь разные интерпретации в свете различных практических целей. Лингвисты пытаются устранить ограничения такой семантики, добавляя к ней теорию прагматики [Austin, 1962] (раздел 13.1). К этим вопросам в последнее время часто обращаются исследователи в области анализа связной речи, поскольку здесь важную роль играет применение символов в контексте. Однако проблема гораздо шире - она сводится к изучению преимуществ и недостатков ссылочных средств в целом [Lave, 1988], [Grosz и Sidner, 1990].

В традиции семиотики, основанной Пирсом [Peirse, 1958] и продолженной в работах [Есо, 1976], [Grice, 1975], [Seboek, 1985], принимается более радикальный подход к языку. Здесь символьные выражения рассматриваются в более широком контексте знаков и знаковых интерпретаций. Это предполагает, что значение символа может быть понято лишь в контексте его интерпретации и взаимодействия с окружающей средой.

5. Неопределенность представлений. Гипотеза Андерсона о неопределенности представлений [Anderson, 1978] гласит: принципиально невозможно определить, какая схема представления наилучшим образом аппроксимирует решение задачи человеком в контексте его опыта и навыков. Эта гипотеза основывается на том факте, что всякая схема представления неразрывно связана с большей вычислительной архитектурой и со стратегиями поиска. Детальный анализ человеческого опыта показывает, что иногда невозможно управлять процессом решения в степени, достаточной для определения представления, или же установить представление, которое бы однозначно определяло процесс. Как и принцип неопределенности в физике, где процесс измерения влияет на исследуемое явление, это соображение важно при проектировании моделей интеллекта, но оно, как будет показано ниже, не ограничивает их применимости.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин